Москва, Кузнецкий мост, 7 zakaz+296452@uvelirmoscow.ru
Заказать звонок

Ювелирный стиль ар-деко


Ювелирный стиль ар-деко, возникший в 1925 году после выставки Декоративного искусства в Париже, в своё время произвёл настоящую революцию. Именно он впервые столь полно представил японскую, индийскую и китайскую темы, именно он вывел на первый план полудрагоценные камни и скомбинировал их с традиционными драгоценными.
Впервые черно-белое сочетание можно увидеть у Луи Картье-второго в его легендарных "Орнаментах пантеры" (на pave из белых бриллиантов — кусочки черного оникса). Дебютные черно-белые украшения Cartier относятся к 1912-1915 годам. Тогда дом впервые предложил своим клиентам лаконичные часы на подвесках в виде прямоугольной плашки, а также просто плашки-подвески, выполненные из платины с белыми бриллиантами и черным ониксом.

ар-деко   ар-деко в украшениях   ар-деко в ювелирных изделиях

Это возвращение к раннему “геометрическому стилю”, “белому” Арт Деко, формы которого становятся более конструктивными и строгими. В то же время это — контрастные сочетания белого и черного – бриллиантов в платине с ониксом или черным китайским лаком, а так же изящные миниатюрные или крупные объемные украшения из горного хрусталя, бриллиантов с графическими контурами из черного оникса. Формы усложнялись, но не нарушалась гармония, внося лишь живость и игру в общую драматургию ювелирного предмета.
В эпоху ар-деко черно-белые драгоценности активно предлагали и французские дома Chaumet с Van Cleef & Arpels, и заокеанский американский дом Tiffany & Co. Мода на такую лаконичную гамму имела и еще одну причину — серьезное увлечение Китаем и Японией ювелирами и часовщиками, работавшими в 1920-е. Наиболее показательными в данном случае являются японские драгоценности Van Cleef & Arpels. Чтобы добиться истинного "японского" впечатления, ювелиры Van Cleef & Arpels использовали чистый белый перламутр, белые бриллианты и черный оникс. Кроме того, в период ар-деко в моду вошли и драгоценные аксессуары вроде зажигалок и мундштуков. В их изготовлении также использовались компоненты черно-белой гаммы (за черный цвет отвечали уже упоминавшейся оникс, а также китайский черный лак, в работе с которым французские мастера добились значительных успехов на рубеже 1920-1930-х годов, галюша, кожа ската и в совсем незначительной степени черные бриллианты).
ар-деко от Ювелиров Москвы   украшения в стиле ар-деко
Ар Деко в ювелирном искусстве.
Ар-деко предложил законченный и лаконичный женский образ, идеалом которого считалась французская художница Тамара де Лемпицки, чей знаменитый автопортрет «Женщина в зелёном «Бугатти» (1925 г.) стал манифестом женской красоты 1920-х.
Но великая депрессия, начавшаяся в 1929 году, положила конец эйфории и омрачнила яркость и изобилие безумных двадцатых годов. Для этого времени было характерно возвращение к классицизму и устойчивым мифам.
В 30-е годы под влиянием кубизма в ювелирном деле появились новые формы. Позже пришли оригинальные, революционные идеи, которые позволили по-новому обрабатывать металл и камень. Браслеты и ожерелья засверкали бриллиантами огранки «багет», «изумруд» и круглыми бриллиантами. Женщины стремились выглядеть элегантными и обаятельными. Для них использовались бесконечные возможности бриллиантов различных огранок и форм. Ювелиры приветствовали появление нового «королевского сословия» - королев голливудского киноэкрана. Бриллиантовые украшения были созданы для них, ведь они особенно сверкали в киностудии, при свете юпитеров.
 
1930-е годы в ювелирном искусстве.
Эти бурные в политическом и экономическом отношении годы и их последствия для международных клиентов не повлияли на творческий гений мастеров и рисовальщиков, которые продолжали работать с учетом экономических условий 30-х годов.
изделия в стиле ар-деко 
Последующие десятилетия свели невероятный успех графических черно-белых украшений на нет: в моду вошли неоклассицизм и консерватизм, отдававшие предпочтение мощным состоятельным силуэтам украшений и часов, желтому золоту и откровенно ярким драгоценным камням.
 
 
В следующий раз черно-белые украшения появляются на ювелирной сцене только в 1960-е годы — на волне увлечения в сфере fashion космическим стилем, предложенным французскими дизайнерами Карденом и Куррежем. Тогда они не выглядели классикой, а, напротив, трактовались как ультрамодные драгоценности, хотя в качестве основных материалов оставались прежние китайский черный лак, оникс, белые бриллианты или гораздо более дешевые прозрачные кристаллы.
1970-1980-е годы снова оказались под натиском ярких палитр, однако, в отличие от предыдущих десятилетий, черно-белые украшения не были забыты и мирно существовали рядом с пламенеющими драгоценностями из желтого золота, сапфиров, изумрудов, рубинов. Зато 1990-е годы стали для черно-белых украшений счастливым десятилетием. Во многом этим обязаны Фавазу Груози, ювелиру и основателю женевской марки de Grisogono, который вновь открыл миру лаконичную, суровую красоту черных бриллиантов. Именно эти камни, которые в 1990-е годы научились аккуратно гранить (черные бриллианты известны тем, что крошатся при огранке), заменили старорежимные черный оникс и китайский лак.
Фаваз Груози, сделавший ставку на незаметную драгоценную красоту, стал сопрягать свои любимые черные бриллианты с классическими белыми камнями. И выяснилось, что подобные вещи невероятно, совершенно непостижимо прекрасны.
Сегодня также к черно-белому сочетанию материалов обращаются современные известные ювелирные компании.
 
 
Произведения этого времени, будучи абсолютно законченными, самодостаточными и минималистичными, являются своего рода художественным экстрактом, квинтэссенцией идей, к которым Cartier не единожды возвращается, интерпретирует и стилизует в соответствии со стилевыми направлениями последующих лет. Так непреходящее эстетическое восхищение вызывают вещи черно-белой палитры, в которых бриллиантовые россыпи многообразно аранжируются черным ониксом, грациозные удлиненные силуэты брошей с розовым жемчугом, крупным красивым кабошоном сапфира, трехгранным изумрудом, или кулоны, часы и броши с резным горным хрусталем. Видны уже знакомые темы в новой эстетической редакции Арт Деко, но в неизменной сдержанной манере Cartier с присущим его искусству духом классицизма.