Оригинальная техника Мокумэ-ганэ

Мокумэ-ганэ – это не просто техника обработки металла, это философия жизни. Переводится название как «металл текстурированный под фактуру дерева». Каждое изделие, выполненное в этой технике, отличается уникальным узором, который невозможно дублировать даже при точном соблюдении всех этапов производства. Один и тот же мастер никогда не сможет повторить свое изделие до мельчайших деталей, каждое из них будет особенным и оригинальным.




История возникновения технологии

Появилась эта великолепная технология на территории Японии в XVII веке. Её основателем считается мастер по самурайскому оружию Денбею Шаоми. Придумана она была для рационального использования материалов, а также для оригинальной замены драгоценного металла, чтобы украшать мечи, клинки и другие виды орудий.

Оставшийся после изготовления снаряжения материал, раскатывался на тонкие пластины разной толщины, цвета, фактуры, которые складывались в определенной последовательности. Количество листов могло достигать нескольких десятков, что влияло на конечный результат и внешний вид изделия.

Дальше эта техника совершенствовалась и передавалась учениками Шаоми из уст в уста на протяжении двухсот лет, не покидая пределов страны. На закате эпохи самураев эта техника медленно перекочевала в быт и ювелирное дело японцев. С её помощью стали изготавливать декоративную посуду и разнообразные украшения.

Технология мокумэ-ганэ за рубежом была известна только опытным коллекционерам и искусствоведам. В XIX веке Япония все же поделилась этим шедевром сначала с Европой, а впоследствии и со всем остальным миром.

Особенности техники мокумэ-ганэ

Первоначально для изготовления изделий в этой уникальной технике использовался сплав Шакудо. В нем переплетались медь и золото, в пропорции 9:1. Позже начали совмещать разнообразные металлы: 

  • золото;
  • серебро; 
  • платину;
  • палладий;
  • бронзу;
  • титан;
  • никель;
  • цирконий.

Раскованные пластины одного размера подготавливают проводя механическую и химическую очистку, избавляя их от ржавчины и оксидов. После чего они складываются в аккуратную стопку и помещаются под пресс, где на металл действует определенная температура и давление. При превышении температурного режима метал просто расплавится, а отдельные листы должны лишь «вплавиться» друг в друга на толщину до 0,025 мм.

Получившаяся заготовка – это важный и ключевой этап в изготовлении изделия. Далее следует процесс создания уникального рисунка или «вытягивания» узора наружу. Для этого с уже имеющимся сплавом проделывают множество манипуляций. Желая получить идеальный рисунок, заготовку просверливают, выкручивают, расковывают и прокатывают множество раз.

Единственным недостатком такой техники можно считать невозвратность материалов. Поэтому их берут в количестве максимально приближенном к весу готового изделия, чтобы понести минимальные материальные потери по окончанию работы.

В современном динамичном мире украшения с использованием этой оригинальной техники, по праву считаются эксклюзивными и относительно недешевыми. Чтобы сделать их более доступными, основы этой техники взяли на вооружение мастерицы изготавливающие украшения хенд-мейд. Они используют в качестве материала разноцветную полимерную глину.

Эту технику мастера всего мира разгадывали на протяжении многих десятилетий. Качественное изделие с использованием сплавленных пластин является настоящей находкой, ведь мастеров, создающих такие шедевры, не так уж и много. Их труд очень ценится и оплачивается соответственно.

Умелые мастера ювелирного дела, как волшебники, превращают «сырой» материал в невероятные изделия с переплетениями витиеватых неповторимых рисунков.

Мокумэ-ганэ – это объединение оригинальной техники и утонченного искусства, требующее от своего творца особых умений и творческого вдохновения.

Великолепные шедевры и композиции изготовленные с применением мокумэ-ганэ – это воплощение истинного японского духа и благородства металла в современном ювелирном искусстве. Обладатели таких украшений всегда отличаются элегантностью и привлекают внимание окружающих.