Техника чернения в ювелирных изделиях

На протяжении многих столетий для того, чтобы придать украшению благородный и старинный вид, люди по всему миру использовали метод чернения изделий. Несмотря на то, что ему достаточно много лет, он не утратил своей актуальности, а приобрел статус классического приема декоративной обработки. Особенностью такой техники является выделение рельефности рисунка, игра на контрасте цветов, их оттенках и полутонах. Оригинальные элементы выгодно выделяются на фоне затененных участков.

Чаще всего эта техника используется на украшениях выполненных из серебра. На золотых изделиях её применяют реже, ведь это технически сделать сложнее. Другие виды драгоценных металлов не подлежат чернению. По причине того, что они имеют достаточно большую плотность, оно просто на них не держится и сползает. Для создания оригинального изделия ювелиры выполняют на серебренном изделии чернение, после чего отшлифованные участки покрыть сияющим слоем позолоты. Такие аксессуары имеют шикарный вид с веянием старинным.

С помощью этого метода не только выделяют самые интересные элементы украшений, но также можно очень умело скрыть все недостатки, оплошности и места соединения деталей. Учитывая этот фактор в мире нет двух абсолютно похожих черненных дизайнов, потому что, при использовании этой техники видна каждая мельчайшая деталь, будь это царапина, нанесение штрихов или шов.

Продлить срок сохранности первоначального вида украшения возможно также с использованием этого метода, ведь такие изделия устойчивы к коррозийным процессам, таким как ржавение. Слой покрытия отлично отталкивает воду и другие вещества, не позволяя им проникать внутрь. Состав порошка для чернения готовится из определенного набора ингредиентов:

  • К основным относятся сульфиды серебра, меди и свинца.
  • Дополнительные элементы: висмут, бура и хлористый аммоний.

Как происходит процесс чернения украшений?

1. Подготовка украшения для чернения

Как и любой другой процесс, он начинается с полной очистки украшения. Его моют, полируют, шлифуют, для изделий, которые только вышли от ювелира, все эти этапы не нужны. После всех проделанных манипуляций наносится желаемое изображение, это может происходить несколькими методами:

  • чеканкой;
  • травлением;
  • гравировкой;
  • штамповкой.

По линиям уже имеющегося рисунка (глубина которого должна быть не менее 0,3 мм) наносится подготовленная смесь для чернения.

2. Нанесение смеси для чернения на изделие

Метод нанесения смеси существует двух видов:

  • Мокрый, при котором специальный подготовленный порошок увлажняют с помощью воды и аккуратно наносят тонкой кисточкой по всей площади изображения, тщательно заполняя все неровности. После полного испарения жидкости изделие помещается в специальную печь (муфел), где происходит процесс плавки рабочей смеси и она равномерно распределяется по всей поверхности рисунка.
  • Сухой метод отличается отдельным нанесением составляющих с разными структурами. Сначала наносится специально подготовленная жидкость. Следующим этапом является присыпание мелкой пудрой, которую делают тщательно перемалывая рабочую смесь. Потом изделие оставляют высыхать и только после этого отправляют в печь.

Любой выбранный способ заканчивается зачисткой. Его обрабатывают напильником или используют прием шабровки. Здесь нужно быть предельно аккуратным, что бы не зацепить выступы рисунка.

Техники чернения ювелирных изделий

Техники чернения также могут отличаться. Различают три основных вида этого процесса:

  1. русский;
  2. московский;
  3. германский.

Разберем особенности каждого немного подробнее.

Отличительной чертой русского метода является то, что серу добавляют в основной состав порционно, а образовавшуюся смесь выливают на раскаленный лист металла, а не в воду как это происходит в других технологиях. После чего измельчают и отправляют на плавку вместе с флюсом и серой, в конце ее охлаждают. Чем выше должно быть качество черни, тем большее количество раз переплавляют последнюю смесь.

Особенность московской технологии в предварительном приготовлении отдельных компонентов с серой, таких как: свинец, серебро, медь. Дальше взяв все составляющие в определенных пропорциях происходит непосредственно сам процесс приготовления рабочей смеси с переплавкой, охлаждением и измельчением.

Германский метод предусматривает вливание свинца в сплав серебра и меди. Получившийся состав аккуратно вливают в порошок из серы тщательно перемешивая. Готовую смесь выливают в воду для охлаждения, после которого все измельчают. Особенностью этого метода можно назвать то, что смесь наносят только в влажном виде.

В современном мире существует огромное количество методов и технологий обработки и украшения ювелирных изделий, но чернение уже на протяжении многих столетий не сдает позиций по популярности и распространенности по всему миру. Нанесение легкой черной вуали на великолепные ювелирные изделия придает им загадочный вид и нотки старины, что не оставит никого равнодушным.