Грануляция или зернь как украшение ювелирных изделий

С давних времен драгоценные металлы занимали достойное место в жизни человека. Из них изготавливали разнообразные украшения, посуду или другие предметы быта. Самыми распространенными и ценными считались золото и серебро. Они прекрасно поддавались обработке и плавке.

Изготовление изделий из этих драгоценных металлов ставало все более популярным и сложным. Их украшали оригинальными элементами, которые изготавливались умелыми мастерами с использованием разнообразных техник. Одной из самых первых была грануляция или зернь. Грануляция – это украшение ювелирных изделий узорами, которые изготавливались из небольших шариков.

Как в давние времена, так и в современном мире, грануляция используется вместе с другой, не менее популярной и изысканной техникой украшения изделий – филигранью. Они идут параллельно, гармонично переплетаясь и дополняя и друг друга.

Мельчайшие, почти невесомые шарики имеют вес от 0,4 мм. Размещаться они могут:

  • россыпью разнообразной плотности;
  • в качестве каемки по краю украшения;
  • в виде сетки или узора с геометрическими фигурами любой формы;
  • создавать объемные пирамиды или грозди.

История оригинальной отделки

Эта техника нанесения орнамента была известна еще в 2000 году до н.э. Её следы были найдены на всех континентах земного шара. Так как в древние времена количество золота было ограниченным, ювелиры старались отличаться не количеством изготовленных украшений, а качеством и замысловатостью оригинальных узоров.

Самый известный и яркий пример изделий с использованием грануляции – этрусские украшения. Особую популярность эта технология приобрела на территории современной Тосканы в 700 году до н.э. Отличалась она от других видов отделки особой изящностью и сложностью выполнения. Не каждый мастер мог похвастаться владением этой техникой. Техника зерни совершенствовалась и популяризировалась до 300 года до н.э. С приходом греческой эпохи и культуры, она была не заслуженно забыта на многие столетия. 

На территории Древней Руси в IХ – ХII веках украшения с зернью также пользовались популярностью. Такие изделия могли себе позволить только высокопоставленные и статусные представители богатого класса. В этот период времени её часто использовали с цветной эмалью

В начале ХVIII века ювелир из Италии Фортунатто Пио Кастеллани взялся за возрождение древнего искусства, чтобы открыть все секреты древних мастеров. В 30-х годах ХХ столетия английский ювелир П. Литтлдейл добился максимального сходства в технике крепления зерни с работами первых мастеров. После чего он получил патент на открывшиеся ему уникальные тонкости дела. 

Особенности технологического процесса

Особенностью техники зерни является аккуратное и незаметное припаивание мельчайших шариков к основе. Одно из главных условий успешного проведения грануляции: материал, из которого изготовлено украшение и зернь должны быть одного вида. Нельзя закреплять на золотое изделие серебряные сферы и наоборот.

Чтобы изготовить такие крошечные шарики, стоит подготовить кусочки металла приблизительно равных размеров. Для осуществления этого, ювелиры используют два способа:

  1. Производится процесс дробления материала до размеров мелкой стружки.
  2. Из выбранного металла изготавливают проволоку и закручивают её в форме спирали, которую в последствии разрезают поперек витков. Так получаются звенья одного размера.

Процесс плавки и придания заготовкам сферической формы также использует два метода. Они оба эффективны и используются в современных мастерских.

Первый метод изготовления сфер предполагает укладывание заготовок в подготовленные специальные формы. При установке их в муфельную печь, кусочки металла плавятся и стекают в углубление на дне. Потом форма достается из печи и охлаждается.

Во втором методе используют тигель, который наполняют заготовками и пересыпают их порошком из древесного угля. Он нужен для понижения температуры плавки и чтобы все элементы не соединились в один слиток. Такой «коктейль» отправляется в печь, а когда процесс плавки завершен, сосуд с готовыми шариками достают и оставляют до полного остывания. 

Основной проблемой в технологии, которую не могли повторить ювелиры нового поколения, был способ незаметной закрепки огромного количества сферических элементов. Секрет, который открыл Литтлдейл, заключался в использовании в качестве плавильного материала двухкомпонентного низкоплавкого эвтектического сплава. Он состоял из трагантовой или какой-нибудь другой органической смолы с добавлением магния. Смола быстро плавится и выгорает, а магний помогает практически незаметному спаиванию метала в необходимом месте.

Утонченная техника очень популярна в современное, динамичное и технически развитое время. Она придает изысканным украшениям необычайный объем, оригинальность фактуры и благородный вид. Несмотря на то что эта техника требует высокого мастерства и особой концентрации внимания ювелира, она никогда не выйдет из моды.

В каталоге ювелирной мастерской «Uvelir Moscow» представлены изделия с использованием техники грануляции.

У нас Вы можете заказать изготовление уникального изделия с оригинальным дизайном, для украшения которого используются разнообразные популярные техники. Такое ювелирное творение не только великолепно дополнит выбранный Вами образ, но и обратит на себя внимание окружающих.